Задать вопрос

Когнитивные процессы в билингвальном обучении

Курс

 

 

Стоимость

бесплатно после записи

Описание курса

Развитие когнитивного резерва в мозге билингвов связано с особенностями их коммуникации. У всех людей в процессе коммуникации происходит двустороннее кодирование понятий в слова и предложения языка. У билингвов ситуация усложняется необходимостью выбора языка для кодирования понятий при продукции речи, с одной стороны, и необходимостью распознавания языка для раскодирования, с другой стороны. Другими словами, в мозге билингва происходит конкуренция языков за доступ к речевой функции. Сегодня до конца еще не выяснено, на каком лингвистическом уровне происходит эта конкуренция: фонологическом, лексическом, синтаксическом или на уровне дискурса. В частности, идет активная дискуссия по поводу того, обладают ли билингвы селективным доступом к лексике одного из языков или все известные им слова всех известных языков в мозге одного человека образуют один общий лексикон. В последнем случае речь идет о неселективном лексическом доступе.

Роль родного языка в усвоении второго языка

Родной язык (РЯ) имеет важное значение в процессе изучения второго языка (ВЯ) обеспечивая основу для нового знания. На наш взгляд, убедительно звучит мнение М.Б. Текеевой, что обучение иностранному языку подразумевает изучение как иностранного, так и родного языка путем выявления сходств, и различий в сравниваемых языках и культурах. Однако есть и те, кто выступают за ограниченное использование родного языка обучающихся только при выполнении грамматико-переводных заданий, но подобная точка зрения базируется на личном опыте преподавателей, а её эффективность не доказана научными исследованиями.

Мы же выделили следующие роли русского языка в усвоении второго:

Фундаментальные структуры:

Родной язык формирует когнитивные схемы и структуры, которые используются при усвоении нового языка. Например, если у ребенка развита способность к категоризации и анализу на родном языке, ему будет проще переносить эти навыки на второй язык.

Перенос знаний:

Положительный перенос: Если грамматическая структура или лексика ВЯ совпадают с РЯ, учащемуся легче усваивать новый материал. Например, в языках, имеющих схожие корни (таких как испанский и итальянский), множество сходств может облегчить изучение.

Негативный перенос: Различия могут приводить к ошибкам и недопониманию. Классическим примером является использование артиклей в английском языке для носителей языков, где артикли отсутствуют (например, в русском).

Сравнительный анализ:

Учащиеся могут проводить сравнительный анализ между двумя языками, что развивает их метапознание. Этот процесс позволяет им рефлексировать над собственным языком и выявлять общие и отличительные черты, что способствует более глубокому пониманию и усвоению.

Культурный контекст:

Лексика и фразы, связанные с культурой, также играют важную роль. Билингвальные учащиеся могут исследовать не только языковые, но и культурные особенности, что способствует межкультурной компетенции и пониманию.

Влияние возраста на когнитивные процессы в билингвальном обучении

Возраст имеет решающее значение в определении успешности изучения второго языка.

Основные аспекты:

Детство

Наиболее критический и продуктивный период для усвоения языков. Дети легко усваивают фонетику и интонацию, часто не задумываясь о грамматических правилах. Они могут быстро адаптироваться к различным языковым контекстам благодаря высокой пластичности мозга в этом возрасте.

Юность 

В этой возрастной группе дети начинают более осознанно подходить к изучению языка. Основные когнитивные функции, такие как память и внимание, становятся более развитыми, что позволяет им усваивать более сложные грамматические конструкции и вокабуляр. Это также время, когда учащиеся могут оценивать и сравнивать языковые системы, что усиливает их аналитические способности.

Взрослые 

Хотя возможность изучения языка сохраняется, способность к восприятию и имитации фонетических особенностей может снижаться. Когнитивное восприятие языковых структур становится более формализованным, и учащиеся начинают анализировать, а не просто воспроизводить язык. Для взрослых важно использовать сознательные стратегии и технические методы для изучения языка.

Развитие языковых навыков в контексте билингвального обучения

Развитие языковых навыков происходит через взаимодействие и практику на обоих языках. Этот процесс включает в себя различные аспекты навыков речевой деятельности.

Основные аспекты:

Чтение и письмо:

Билингвальное обучение способствует развитию навыков чтения и письма на обоих языках. Учащиеся учатся сопоставлять структуру текста, изучают стилистические особенности различных языков, что позволяет им развивать гибкость в использовании языковых средств.

Устная речь:

Уроки разговорной практики могут осуществляться через ролевые игры, дискуссии и презентации. Участие в таких активностях помогает учащимся не только улучшать произношение, но и развивать навыки активного слушания.

Аудирование:

Процесс развития навыков аудирования включает прослушивание разнообразных аутентичных материалов (музыка, фильмы, подкасты). Это дает учащимся возможность не только улучшать понимание на слух, но и знакомиться с культурой, невербальным общением и акцентами.

Когнитивные преимущества билингвального обучения

Билингвальное обучение не только способствует языковым навыкам, но также имеет положительное влияние на когнитивные функции.

Основные аспекты:

Когнитивная гибкость:

Билингвальные учащиеся демонстрируют более высокую способность к переключению между задачами и адаптации к новым условиям. Это связано с необходимостью управлять двумя языками, требующими активного контроля.

Улучшение памяти:

Исследования показывают, что билингвальные люди имеют более развитую рабочую память, что положительно сказывается на усвоении новых знаний и навыков.

Развитие критического мышления:

Изучение разных языков и культурно-исторических контекстов способствует развитию навыков анализа и критического мышления. Учащиеся учатся видеть разные точки зрения и будут более открыты к многообразию мнений.

Методы и подходы к билингвальному обучению

Эффективное обучение позволяет преподавателю на уровне основных процессов образования и вопросов, связанных с обучением, разработать и предоставить правильный учебный план. Усвоение и познание способствует возникновению изменений в их поведении, вызывающимися в результате их столкновения с образовательным опытом. Существует множество методик и подходов к билингвальному обучению, и выбор наиболее подходящего зависит от конкретных целей и контекста.

Основные аспекты:

Метод погружения:

Один из наиболее распространенных подходов, при котором учащиеся погружаются в языковую среду. Это может осуществляться через речь, чтение и взаимодействие, что способствует естественному усвоению языка.

Коммуникативный подход:

Фокус на устной и письменной речи, активное использование языка в реальных ситуациях. Учащиеся участвуют в ролевых играх, дебатах и обсуждениях, что помогает им развивать навыки общения.

Многоязычное обучение:

Способ включает внедрение нескольких языков в образовательный процесс, что приводит к более широкому восприятию языковых особенностей и культурных контекстов.

Интегративный подход:

Сочетание языкового обучения с изучением различных предметов (например, математика или наука), что способствует более глубокому пониманию материала и использованию языка в различных контекстах.

Заключение

Билингвальное обучение — это сложный и многофакторный процесс, который требует учета множества различных аспектов. Понимание роли родного языка, влияние возраста, развитие языковых навыков, когнитивные преимущества и методы обучения создают основу для успешного билингвального образования. Обеспечение качественного обучения, основанного на этих принципах, может значительно повысить эффективность усвоения языка и обогащает учащихся как на языковом, так и на культурном уровне.

Преподаватели курса

  • Гущина Наталья Николаевна

    Преподаватель английского языка Надымского профессионального колледжа

    nguchshina@mail.ru

Тестирование по теме курса

Тестирование станет доступно после записи на курс. Его необходимо пройти для получения сертификата.


Личный кабинет

Для входа в личный кабинет вам необходимо зарегистрироваться. Если вы это уже сделали, введите электронную почту и пароль, указанные вами при регистрации.

Я забыл пароль

Для восстановления пароля введите электронную почту указанную вами при регистрации.

Задать вопрос

Обратите внимание, поля со звездочкой * обязательны для заполнения.


Внимание

Внимание